“Ich liebe den Wald. In den Städten ist schlecht zu leben…”
F. Nietzsche
Вся эта постыдная история с пандемией (постыдная в первую очередь для «компетентных органов» - от ВОЗ до национальных правительств) подталкивает людей, привыкших носить очки «позитивного мышления», к ожиданию глобальных перемен в экономике, политике и социальном устройстве, поскольку, с одной стороны, нынешняя ситуация - яркий признак кризиса во всех упомянутых областях, а с другой – прогресс не остановить, «низы не хотят, а верхи не могут», настало время перемен и подобное. В общем, биткоин растёт, крах доллара близок... Хотя злободневные темы меня мало волнуют (как и любого человека, который успел заметить, что «нет ничего нового под солнцем»), и, совершенно очевидно, в мире существует определённое количество людей, владеющих львиной долей материальных ценностей и желающих сохранить status quo, резкие изменения в человеческом обществе возможны, но не пандемия тому причиной (она скорее индикатор метаморфозы). В ходе исторического времени уже имели место примеры странных феноменов «радиоактивного распада» человеческого общества – взрывное разрушение общественных иерархий, бессмысленные войны и бессмысленная агрессия, направленная во все стороны – ситуация, напоминающая острый психоз на межнациональном уровне. Этот странный феномен наблюдался, к примеру, в XI-XII вв. до н.э., известный как «катастрофа бронзового века». Американский психолог Дж. Джейнс в своей книге «The Origins of Consciousness» дал этому явления весьма интересное объяснение, которое можно подытожить фразой «люди перестали слышать богов» (притом в самом буквальном смысле). Поскольку современных людей трудно упрекнуть в способности слышать богов, мне кажется, в наше время возможен обратный взрыв – когда мы все их наконец услышим.
Я никогда не испытывал симпатии к современной североамериканской архитектуре. Я считаю все эти гигантские конструкции из стекла и бетона унылыми и эстетически убогими. Но раньше (особенно летом) их скрашивало цветное многолюдие, кипучая жизнь – как мириады пёстрых насекомых среди останков убитого зверя. Теперь они исчезли, и перед глазами остался лишь голый остов – труп современного города как он есть, без прикрас; теперь даже слепому видно, что жизнь начинается там, где она была всегда – за городской чертой. Жизнь без масок и электронных пропусков, без социальных дистанций и резиновых перчаток. Вы скажете: «когда-нибудь маски снимут»… Матерчатые – да. Но не маски социальных ролей, или невидимые перчатки, через которые мы прикасаемся друг к другу. Не исчезнет социальная дистанция «общественного положения», или пропуск в «свет». Атрибуты пандемии – всего лишь грубоватая аллегория того, что сопровождает нас в этом мире всегда. И быть может этот прямолинейный символ, как слон в гостиной, поможет нам понять, что неплохо бы наконец покинуть это бездарное шоу среди убогих декораций, и уйти в лес не в юнгеровском, а в самом буквальном географическом смысле. Как это сделал когда-то один из основателей традиционализма Гвидо де Джорждио. Но не обязательно быть одному при этом. Опыт прошлого века напоминает нам, что жизнь в небольшой группе единомышленников не лишает нас общества, но освобождает от масок. Гурджиев, Шваллер де Любич, Фритьоф Шуон, Ассан Дина, Кроули – список основателей таких формальных и неформальных коммун можно продолжать долго… И может когда-нибудь, среди лесной тишины, мы сможем снова слышать богов, как слышали их три тысячи лет назад.
На картинке: бывшая коммуна «Сюалья» Рене Шваллера близ Сен-Мориц (ныне альпийский курорт).